«Берегитесь, сударыня, вы начинаете полнеть!»: как 200 лет назад рекламировали лекарства
Некоторым слоганам тех лет могут позавидовать современные маркетологи. Не растет борода?
Некоторым слоганам тех лет могут позавидовать современные маркетологи.
Не растет борода? Есть «Бородо-Роститель». Нос кривой? Поможет «Носовая машинка», которую надевают на ночь. С ухажерами не везет? Так ведь продается же «Лекарство для любви»! Сейчас такие слоганы звучат как шарлатанство. А вот для жителей XIX века это была суровая правда городских аптек. Лекарства и препараты в ту пору продавались совсем не те, что сейчас. И рекламировали их соответствующим образом. Об этом рассказали на необычной выставке: старинной аптечной рекламы, открывшейся в Музее гигиены в Екатеринбурге.
В XVIII и XIX веке о промышленном производстве таблеток можно было только мечтать. В каждой аптеке для покупателей по рецепту самостоятельно измельчали ингредиенты и делали из них лекарства. Особой упаковки под каждый препарат тогда тоже не было. Лечебные жидкости разливались по одинаковым бутылочкам. А чтобы покупатель отличил одно лекарство от другого, на горлышко вешался длинный ярлык.
Сигнатура белого цвета говорила о том, что препарат надо принимать внутрь. А желтая - подразумевала, что использовать наружно. На сигнатурах государственных аптек всегда можно было увидеть герб с двуглавым орлом. Сами стеклянные бутылки, пусть и были похожи, но все же имели свои особенности. Например, йод можно было продавать только в темном стекле. А уксус отпускался в треугольных бутылках.
ПЕТР I НЕ ТОЛЬКО КОРАБЛИ СТРОИЛ, НО И ЗУБЫ РВАЛ
Ну а газеты в XIX веке пестрели броскими рекламами лекарственных препаратов.
«Всякая дама может иметь идеальный бюст», - говорит объявление о препарате для увеличения груди (насколько он реально работал - история умалчивает).
«Берегитесь, Сударыня, вы начинаете полнеть, а полнеть это - стареть», - сообщает реклама драже для похудения.
Презервативы в те времена называли «предохранителями» и завуалировано рекламировали на страницах газет, обещая выслать прейскурант в закрытом конверте, чтобы никто не узнал:
«Предохранить легче, чем лечить! Только в специальном парижском складе «ИГЕА», - говорит одна реклама.
Или другая:
«Осторожно! Гигиенические резиновые изделия опасно брать «где-нибудь»! Целесообразно обращаться только в единственный специальный склад отделение парижской фирмы»
Рядом реклама чудодейственных пилюль, которые уберегут и от кожных болезней, и от плохого пищеварения, и от мигрени, и от запора. Минералку преподносили как средство от подагры. Женщинам рекомендовали покупать «Подмышники Канфильд», чтобы не пропитывались потом дорогие платья: «Без швов. Без запаха. Непромокаемы»!
Задолго до изобретения той самой газировки препарат на основе экстракта растения кола рекламировали как средство против головной боли, мигрени и невралгии.
Особняком стоит реклама зубоврачебных кабинетов. Рвали зубы дантисты XIX века охотно. С 09.00 до 10.00 вели прием бесплатно для бедных, а с 10.00 начинали рвать зубы уже платно у более состоятельных горожан. Но, конечно, до Петра I им было далеко.
- Самый классный зубодер в России был Петр I, - рассказывают в музее. – В кунсткамере хранятся зубы, которые он лично выдирал. И там настолько сложные случаи, что сейчас врачи подтверждают, он был зубодером высокого класса - любил лечить зубы своим подчинённым. По его просьбе был заказан специальный сундучок с зубным инструментом.
УТЮГ КАК СРЕДСТВО ОТ ТИФА
При больших аптеках в XIX веке разбивали огороды, чтобы выращивать там целебные растения, которые сразу пойдут на изготовление лекарств.
В аптеках помимо прочего также продавались препараты от насекомых и даже специальная «Гадательная карамель». Ты ее съедаешь, а потом на фантике читаешь предсказание, вроде такого: «Держи тело в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле – будешь здоров и проживешь сто годов»
В аптеках можно было встретить и духи, и даже такое неизвестное ныне средство, как «Мыльный порошок для мужчин». Пены для бритья не было. Мужчины попроще терли мыло на сыротерке, заливали крошево кипятком и так брились. А щеголи предпочитали такие вот дорогие ароматизированные мыльные порошки.
Но каким бы ты щеголем ни был, в XVIII и XIX веке каждому приходилось пользоваться обычным угольным утюгом. И нет, не для того, чтобы сделать стрелки на брюках.
- Это первое средство гигиены – одежду проглаживали утюгом, чтобы убить вшей, переносивших тиф, - добавили в музее.
Да, посетив выставку старинной аптечной рекламы, можно сделать уверенный вывод: спустя 200 лет медицина шагнула далеко вперед. Правда, упаковки стали менее красочными, а реклама не такой вычурной.
Источник: Центр общественного здоровья и медицинской профилактикиПоследние новости

Изменение порядка работы с обращениями граждан
С 30 марта 2025 года вступили в силу изменения, внесённые в Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Александр Цыбульский встретился с новым ректором СГМУ Надеждой Быловой
Распоряжением министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко с 1 апреля исполняющей обязанности ректора СГМУ назначена Надежда Былова.

Приостановлена работа транспортной переправы Хабарка - Бревенник
В настоящее время проезд по ней осложнен в связи с сильной потайкой. При этом прогнозируются морозы, что может позволить продлить работу ледовой дороги.
Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Антонины Колотиловой
Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Антонины Яковлевны Колотиловой, народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР.